Юбилей кинодраматурга
«Мичман Панин», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Жил певчий дрозд», «Розыгрыш» — эти ленты, ставшие классикой отечественного кино, объединяет имя автора сценариев Семёна Лунгина.
Талантливый театральный режиссёр в годы борьбы с космополитизмом был вынужден переквалифицироваться в сценаристы. И создал истории, во многом перевернувшие советское представление о человеке и человечности. Сегодня со дня рождения Семёна Лунгина исполняется 90 лет.
Сценарий картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Семен Лунгин писал, когда его сын, будущий режиссер Павел Лунгин , был ровесником пионеров — героев фильма. «Это стихотворение… Это вот из моей жизни, моей школы», — вспоминает Лунгин-младший.
Лежа на диванчике в квартире на новом Арбате, его отец сочинял свои знаменитые киносценарии: «Внимание, черепаха!» (режиссер Ролан Быков ), «Мичман Панин» (режиссер Михаил Швейцер), «Жил певчий дрозд» (режиссер Отар Иоселиани), «Розыгрыш» (режиссер Владимир Меньшов).
Лунгин работал в соавторстве с Ильей Нусиновым. Один надиктовывал, другой щелкал пальцами по клавишам машинки. «Отец сидел или лежал на диване, Нусинов сидел в этом кресле, у него была печатная машинка, и, помню, нянька наша проходила и вздыхала, и видно было по ее лицу: разве люди так работают? Разве вообще они работают? Чего-то: хи-хи — ха-ха», — рассказывает Павел Лунгин.
«Хи-хи — ха-ха», а в итоге получались киносценарии, которые потрясали до глубины души.
«Личность права, а коллектив – нет. Вопреки тому, чему учит любая власть, а в частности советская. И вот эта настойчивая тема, которой была посвящена любая игра, называемая фильмом Лунгина и Нусинова», — говорит о «Розыгрыше» сценарист и режиссер Олег Дорман.
Он — один из любимых учеников Семена Лунгина, который не только писал сам, но и учил писать других — преподавал во ВГИКе. «Он мог рассказать нам о стихотворении Пушкина “Цветок” как об идеальном и практическом описании процесса творчества. Помните: “Цветок, увядший, бездыханный, забытый в книге вижу я, и вот уже мечтою странной душа наполнилась моя”. И дальше он задает вопросы: где цвел, когда, какой весной. И Семен Львович рассказывал нам, что вот эта система задавания вопросов — это и есть часто система работы автора над произведением», — вспоминает Дорман.
Элем Климов, Ролан Быков, Михаил Швейцер… Только с одним режиссером не поработал Семен Лунгин. Не успел. Не хватило времени. «Ужасно мне жалко! В нем была такая тонкость и поэтичность, которой мне, может быть, не хватает», — сетует Павел Лунгин.